Сны деревьев
5 October
Пространственные корни


"Ты видишь эти окна?
Это не окна,
Это наши с тобою пустые глазницы:
Выкололи яблоки,
Выжгли ресницы.
Мы как недостроенные новостройки:
Спереди город,
Сзади тюрьма,
По правую руку огни Сортировки.
И это не наша с тобою вина,
Что мы ненавидим всю эту массовку..." (с) Курара

Музыка Курары похожа на дождливый Екатеринбург. Только человек, родившийся здесь, мог чувствовать то же самое.
__________
Всё-таки место рождения накладывает на человека печать.
На всех остаётся разный оттиск, но ни один человек не может похвастаться его отсутствием.

Для девочки, родившейся и выросшей в селе, большой город останется большим, как бы долго она в нём не жила. Жителю мегаполиса в городке с 50 тысячами населения будет тесно. Не потому, что она такая плохая, эта провинция. А потому что тесно. Это как цветок со всей его корневой системой пересадить из кастрюли в стакан. Не то чтобы там земля хуже. Просто он со своими пространственными связями туда не влезет, их придётся обрубать.
__________
Недавно один журналист из "Эксперта" побывал в командировке в Екатеринбурге и написал восторженную статью о том, как, мол, думал, что едет в захолустье, а приехал в город будущего. Там присутствовали фразы "снесли бульдозером и отстроили заново", "архитектурно футуристический мегаполис" и прочее. И весь смысл сводился к фразе " они такие молодцы! Всё у них так хорошо и красиво, учитесь, лузеры".

Посмотреть на свой город чужими глазами иногда очень полезно. Иногда даже душеспасительно.
Только мне почему-то противно от этих приятных слов. Не то чтобы неприятно, но хочется сказать "Эй, турист, приезжай на Сортировку, там такой футуризм увидишь, что обратно в Москву первым самолётом..."

Город, как и человека, можно любить или не любить.
А у любви, как говорил один дядька на лекциях в ЦОТе, три фазы.
Сначала эйфория, влюблённость. Это как у того журналиста, когда ты только-только познакомился в городом и влюбился в него с первого взгляда. Всё красивое и блестящее, люди улыбаются, центральные улицы просторны и свежи.

Потом неприятие и отторжение, может быть, даже ненависть. Когда начинаешь присматриваться и видишь тысячи недостатков. Весь ужас советских окраин, безчувственное нагромождение стекла и бетона, снос дорогих сердцу зданий, срубленные под корень парки, залитые бетоном для парковок, пробки по утрам и осточертевшие пейзажи родного района…

Последняя стадия - любовь. Когда ты принимаешь город ли, человека ли таким, какой он есть, со всеми его качествами, и плохими, и хорошими. Договорённость с собственными иллюзиями.

Я живу здесь 18 лет. Я на третьей стадии.
6

Comments:

Existenzlosigkeit

12 years ago

а почему бы и нет?
Не знаю, я в твоём городе не была, но, мне кажется, почти любое место можно полюбить. Особенно то, в котором провёл детство.
Existenzlosigkeit

12 years ago

Зато легко вспомнить те эмоции, которые ты испытывал в детстве, и понять, что твоё отношение - следствие твоих собственных предрассудков, полученного негативного опыта и прочих следов жизнедеятельности. И никогда не поздно выкинуть всё это из головы и опять одеть розовые очки. Кто сказал, что это плохая вещь?