Сны деревьев
16 April
Вечность
На наших семинарах по философии для атмосферы не хватает ящика водки на всех. Разговоры бы явно пошли веселее.

***
Жил себе где-то в пятом веке мужичок такой, Аврелий Августин. И всё бы было хорошо, но он думал, думал, потом ещё думал, и из язычника стал крутым христианским проповедником.
И он решил рассказать Богу всё, что он о нём думает. И написал толстую книжку. В книжке той очень много было написано про то, как он любит бога, но и по существу были мысли.

Например, что времени нет.
Прошлого нет, потому что оно уже прошло, и живёт в нашей памяти.
Будущего нет, потому что оно ещё не наступило, а у нас есть только ожидания и предположения.
А настоящего тоже нет. Потому что, если взять 100 лет, то год прошёл - и уже он в прошлом, а 99 лет в будущем. В году один месяц прошёл, и снова он в прошлом, а 11 впереди. И так делить можно до бесконечности, пока не дойдёшь до минуты, секунды, сотой доли секунды…
Поэтому времени нет. Есть только вот эта маленькая вечность наоборот, которой тоже нет, потому что она стремится к нулю.

А время мы ощущаем только благодаря изменениям, происходящим вокруг нас и с нами. И измеряем мы не несуществующие секунды, не обороты Солнца вокруг Земли (это не я сошла с ума, просто жил мужик в пятом веке, он же не виноват), а изменения.
И вообще, время - это растяжение души.

Но времени нет не только у нас.
У него, у августиновского бога, его тоже нет. Но зато у него есть натуральная вечность. В которой всё существует одномоментно: и носороги, и крокодилы, и сотворение мира, и судный день, и каждая из судеб милипиздюшечных человечков. И творил он этот мир всегда. То есть никогда. Потому что времени там, за границей мира, нет.
_______________________________________
Для защиты от недоразумений: пересказ бедного Аврелия, которому, наверное, очень грустно было жить, закончился. Но веселье продолжается
_______________________________________

При этом, человечки у бога наделены волей и могут выбирать. Просто он уже знает, что они выберут, потому что у него всё существует одновременно.
Потому что добро просто так - это не интересно. Надо, чтобы человек сначала сделал зло, потом его искупил, пострадал и уже потом сам пришёл к добру (но это уже не Аврелий, это Достоевщина).

Где есть изменения, там есть время.
А вечность - это то место, где ничего не изменяется. Никогда. Поэтому там есть одно большое сплошное неизменное настоящее.

Знаете, что. Не хочу я в эту вашу вечность.

***
Смерть - это вечность.
Сон - тоже немножко вечность, потому что времени в нормальном понимании там нет. Изменений тоже почти нет, явных. Лежит человек, дышит, в голове у него мыслей нет, только игра подсознания. Где между первым и вторым звонком будильника может присниться целый мир. Разве это не бесконечность? Наверное, если очень хотеть, или если случайно получится, можно уснуть и прожить там жизнь. Или вообще остаться там навсегда в маленькой вечности.
У Мураками в "Стране чудес без тормозов или Конце света" это было. Сейчас как-то проще его мысль понять.

***
То есть если взять мысль Августина и поиздеваться над ней, получится, что где-то Нигде сидит бог. И вечно (то есть всегда, то есть никогда), он создаёт (то есть создал, то есть создаст) наш мир.
То есть что получается.
Мы все снимся чёрному королю. Ну или будде. Ну или Аллаху. Или обкурившемуся сисадмину Васе из другой реальности, это кому как нравится.
4

Comments:

notabene

11 years ago

мне Вася нравится))
Existenzlosigkeit

11 years ago

хдддд